История искусства Живопись Футуризм Кубофутуризм Супрематизм Фантастическое искусство Экспрессионизм Оп-арт Работы фотореалистов Постмодернизм Документальная фотография

История искусства. Стили, направления

Кубофутуризм зародился в России за несколько лет до Первой мировой войны благодаря тесному общению с ведущими художественными центрами Европы. Этот стиль берет свое начало от Пикассо, а в его теоретических обоснованиях заимствованы положения футуристических трактатов. Русские футуристы-«будетляне» были прежде всего новаторами. Они приветствовали бурное развитие в России промышленности как условия для создания нового общества и как средства для обуздания извечного врага русского человека — природы. Но, в отличие от итальянских футуристов, русские художники редко воспевали машину и при этом меньше всего — как орудие войны.

Основополагающим для кубофутуризма было понятие «зауми», не имеющее аналогий на Западе. «Заумь» — изобретение русских поэтов-«будет- лян» — «сверхразумный» язык, основанный на новых словесных формах и синтаксисе и идущий глубже обыденного смысла (в отличие от дадаис- тской бессмысленности, см. стр. 432). Согласно их теории, «заумь» можно было понимать как универсальное явление, так как считалось, что смысл содержится в основных звуках и структурах речи. В приложении к живописи «заумь» давала художнику полную свободу обновления стиля и содержания искусства. Живописная поверхность картины считалась теперь единственным способом выражения содержания — сюжетом произведения искусства стали элементы видимой реальности и их . Создается впечатление, будто из-за бурного взаимодействия форм с их окружением они вот-вот вылетят по плоскости за пределы холста в окружающее пространство. В то же время энергичная моделировка привлекает внимание к живописной поверхности, придавая ей сходство с рельефом, которое усиливается благодаря пластической выразительности фактуры.

426. Любовь Попова. Путешественник. 1915 г. Холст, масло. 142,2 х 105,4 см. Художественный фонд Нортона Саймона, Пасадена, Калифорния

Супрематизм. Первым чисто русским течением в искусстве XX века стал, однако, супрематизм. Сделав один из величайших в истории искусства скачков пространственно-символического воображения, Казимир Малевич (1878—1935) создал свой знаменитый «Черный квадрат»

Фантастическое искусство Третье направление, которое мы называем «fantasy», или фантастическим искусством, имело менее ярко выраженный путь развития, чем два других, так как оно зависит не столько от конкретного стиля, сколько от состояния сознания.

Экспрессионизм

Экспрессионизм в Европе Достижения «живописи действия» свидетельствовали, что американское искусство достигло международного уровня. Это движение оказало очень сильное влияние на европейское искусство, в котором тогда не было ничего сопоставимого по художественной мощи и убедительности.


Экспрессионизм в Европе