История искусства Живопись Футуризм Кубофутуризм Супрематизм Фантастическое искусство Экспрессионизм Оп-арт Работы фотореалистов Постмодернизм Документальная фотография

История искусства. Стили, направления

Оп-арт

Еще одно направление, которое набирало силу в середине 1950-х годов, получило известность под названием «оп-арт» из-за увлечения его сторонников оптическими эффектами, с учетом физико- психологических особенностей зрительного восприятия. Художники оп-арта заняты главным образом созданием оптических иллюзий. Надо сказать, изобразительное искусство в той или иной степени имело дело с оптическими иллюзиями во все времена, начиная уже с каменного века. Новым в подходе оп-арта было то, что это искусство — строго беспредметно. Оно развилось частично из геометрической абстракции, хотя его родословная восходит и еще дальше, к Мондриану (см. стр. 431— 432). В то же время оп-арт стремился расширить мир оптической иллюзии всеми имеющимися в распоряжении художника способами, используя возможности новых материалов и технических средств, создаваемых наукой, в том числе и лазерной технологией. Значительное место занимают в оп-арте конструкции или «инвайронменты» (см. стр. 467— 472), воздействие которых зависит от света и движения и не может быть достаточно точно передано в альбомной репродукции.

456. Ричард Анушкевич. Вход в зеленое. Холст, акриловые краски. 2,74 х 1,83 м. Собр. художника

Из-за опоры оп-арта на науку и технику его возможности кажутся беспредельными. И тем не менее, это движение достигло своей зрелости в течение десятилетия с момента зарождения, но в дальнейшем развилось слабо. Главное затруднение связано с его тематикой. Оп-арт выглядит откровенно рассудочным, слишком систематическим течением, сходным скорее с науками, чем с гумаянтарными профессиями.

И хотя достигаемые им эффекты, бесспорно, потрясающи, они относятся к узкой области интересов, лежащих, как правило, вне основного русла развития современного искусства. Своим разнообразием и выразительностью, необходимыми для того, чтобы это искусство стало живой традицией, оп-арт обязан лишь небольшой группе мастеров.

В середине сороковых годов Марк Ротко (1903—1970) работал в манере, заимствованной у Горки.

Поздний абстрактный экспрессионизм Вклад, который внесли в искусство лирические импрессионисты с начала семидесятых годов, оказался почти незамеченным.

В качестве примера их достижений можно привести творчество Уильямса Т. Уильямса

Главным теоретиком оп-арта, как и его наиболее изобретательным практиком, был венгерский художник Вазарели (род. 1908), живший во Франции


Экспрессионизм в Европе