История искусства Фотография XX века Героический период фотографии Фотография после 1945 года Скульптура Концептуальное искусство Архитектура XX века Послевоенная архитектура Деконструктивизм

История искусства. Стили, направления

Успех Невелсон вдохновил на занятие скульптурой других американок. Барбара Чейз-Рибу (род. 1939) — лауреат одного из конкурсов: живущая ныне в Париже, принадлежит к тому поколению выдающихся темнокожих женщин, которые внесли свой заметный вклад в различные виды искусства. Она является наследницей уникальной американской традиции. Как ни парадоксально, негритянки, которые в традиционном африканском искусстве скульптурой никогда не занимались, в Америке нашли художественное самовыражение именно в скульптуре. Их привлек в эту область искусства пример, поданный Хэрриет Хосмер в то время, когда аболиционизм и феминизм были тесно взаимосвязанными между собой либеральными движениями.

Чейз-Рибу получила традиционное образование в родной Филадельфии, первом центре художников национального меньшинства (см. илл. 386). В поисках художественной самобытности она затем занялась африканским искусством. Монументальные произведения Чейз-Рибу производят сильнейшее впечатление на зрителя. Ее скульптура «Признания самой себе» (илл. 484) — демонический архетип ужасающей мощи. Среди ее возможных источников произведения — литые бронзовые фигуры из Бенина и деревянные резные маски племени Сенуфо, которые иногда украшаются тканями. На их основе она создала собственную, глубоко индивидуальную эстетику, в которой сочетание окрашенной в черный цвет бронзы и плетеного волокна для выражения характерной негритянской чувствительности и чисто женского восприятия. Проект Дворца Советов в Москве, 1937-1939 гг.

Инеайронменты

Некоторые художники, связанные с поп-артом, занялись также созданием «ассамбляжей», так как плоская поверхность холста показалась им слишком ограниченной. С целью преодоления разрыва между образом и реальностью они часто вводят в свои произведения трехмерные объекты. Некоторые даже создают полномасштабные модели повседневных вещей и ситуаций реальной жизни, используя любые подходящие материалы с целью всестороннего охвата их физического окружения, включая людей. В этих «инвайронментах» сочетаются элементы живописи, скульптуры, коллажа и театрального искусства. Ввиду их трехмерности эти произведения могут быть отнесены и к скульптуре, но такая классификация опирается на условность, признанию которой устаревшей содействовал сам поп-арт. Согласно этой условности, плоское или равномерно изогнутое произведение искусства, покрытое красками — это картина (или же, если поверхность состоит в основном из линий — гравюра или рисунок); все же остальное — скульптура, независимо от материала и размеров (кроме тех случаев, когда работа позволяет войти в нее — тогда она относится к «архитектуре»). Понятие «скульптура» в принятом нами смысле используется всего несколько столетий. Во времена античности и средневековья для обозначения различных видов скульптуры в зависимости от используемых материалов и способ изготовления применялись разные термины, а единого понятия, охватывающего их все, не существовало. Может быть, пришло время возродить подобные различия и изменить всеобъемлющее определение скульптуры, признав «инвай- ронменты» отдельным видом искусства, отличным как от живописи, так и от скульптуры тем, что в нем используется несколько разных материалов и разрушается грань между образом и действительностью.

485. Джордж Сегал. 1963 г. Пластмасса, металл, освещенный плексиглаз. 2,99 м х 2,44 м х 99Д см. Художественная галерея Олбрайт-Нокса, Буффало, Нью-Йорк. Дар Сеймура X. Нокса, 1964 г.

Различение подчеркивается введением понятия «инсталляция» — близкого к «инвайрон- менту», но больших размеров, величиной с комнату.

Ведущим скульптором этого направления, которое называют «постминимализмом», чтобы подчеркнуть его зависимость от прежнего стиля, стал Джоэль Шапиро

Несомненно, что первичные структуры крупного масштаба являются памятниками

Наилучшим местом для воплощения так называемой «скульптуры окружающей среды» является сама земля, так как она позволяет автору преодолеть ограниченность человеческих масштабов.

Первым «ассамбляж» создал еще в середине пятидесятых годов Роберт Раушенберг

Хотя работы Луизы Невелсон (1900— 1988) почти всегда выполнены из дерева, их следует относить к «ассамбляжам», а при монументальности исполнения они становятся «инвайронментами». Успех Невелсон вдохновил на занятие скульптурой других американок


Барбара Чейз-Рибу